bella_vernikova (bella_vernikova) wrote,
bella_vernikova
bella_vernikova

КЛЮЧ К ПОЭЗИИ, ДОСУГ И ПРЕСТИЖ (окончание)

готовится к публикации в журнале "Литературный Иерусалим" (№15, 2017)

Белла Верникова
КЛЮЧ К ПОЭЗИИ, ДОСУГ И ПРЕСТИЖ
эссе
(окончание, начало см. в bella_vernikova's Journal, February 17th, 2017)

...Как отмечено в моем эссе «Торопись, покупай живопись» в интернет-журнале «Новый Континент» (апрель 2016): «Именно в том, чтобы представить читателям хорошие стихи хороших поэтов, разыскав их в безбрежном море публикаций и создав собственную графическую интерпретацию данного стихотворения, я вижу смысл своих метатекстов с графикой, размещенных в последние десять лет на сайте «Иероглиф» и в журнале «Сетевая Словесность».
В книге «Из первых уст» я не раз обращаюсь к своим иллюстрациям поэзии, представленным на сайте «Иероглиф»: «К характеристике моих метатекстов с графикой, посвященных классической (во многом забытой) и современной поэзии, а также развитию культурных традиций на стыке литературы и визуальных искусств, имеет смысл повторить цитату из той же статьи 1985 г. о лекциях Ю. Лотмана:
«Выполняя функцию коллективной культурной памяти, текст, с одной стороны, беспрерывно дополняется, а с другой, обладает способностью делать более актуальными одни аспекты включенной в него информации, в то время как другие аспекты поддаются временному или полному забвению… Текст также актуализирует определенные стороны личности читателя...». Отклики на сайте «Иероглиф» дают наглядный пример такой актуализации».
Предоставить читателям возможность не только прочесть стихи современных поэтов в профессиональном пространстве литературного интернета, но и осознать значимость поэзии, и шире – искусства, создаваемого при их жизни, означает сделать немодную сторону улицы модной, в том числе, учитывая психологию потребителя, для которого чем престижнее и дефицитней товар или бренд, тем выше чувство собственной важности (см. в книгах: Веблен Т. Теория праздного класса, М. 1984; Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб., 2000).
Выводы американского экономиста и социолога Торстейна Веблена (1857–1929), который исследовал и ввел в оборот понятие «показное (демонстративное) потребление», его еще называют престижным (потребление во имя завоевания престижа), статусным (цель – демонстрация высокого статуса),– т.е. потребление как средство поддержания репутации – находят подтверждение и в отношении к искусству в сегодняшней повседневности.
Показательный пример – огромные очереди на выставку картин Валентина Серова в Москве в конце 2015 – начале 2016 гг., при том, что по свидетельству директора Третьяковской галереи Зельфиры Исмаиловны Трегуловой, в залах Серова и Врубеля в Третьяковке обычное число посетителей – человек пять. Как видим, люди готовы потратить полдня на стояние в очереди ради престижного и дефицитного досуга, в то время, как посещение Третьяковки, где собраны бесспорные шедевры русской живописи, престижным не является. В данной ситуации основы маркетинга переплетаются с культурологией – здесь работает рассмотренная в моих эссе концепция Виктора Шкловского: «остранение» как показ предмета вне привычного ряда спасает текст от автоматизации, актуализирует его в глазах читателя.
И в заключение две цитаты к случаю (стр. 13–14, 97 в книге «Из первых уст. Эссе, статьи, интервью»):
Какие бы стороны жизни ни табуировались в советской культуре, Юрий Олеша наперекор официальным табу сформулировал основной критерий качества поэзии: «Так никто не сказал нам о нас». Максима Ю.Олеши, как и статьи Тынянова, обращена к смысло- и формообразующим началам поэтического текста. Наша лирика фиксировала смену жизненных установок, форм восприятия и поведения, не замеченную официальной литературой, – те перемены, которые сегодня определяются рационально…
Мир живет по своим законам, и поэзия не входит в число первых потребностей – «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать». Но если живо слово, найдутся и читатели, ибо душа взыскует поэзии.

февраль 2017


https://www.facebook.com/strzeminskaya/posts/1278600448843690?comment_id=1278656472171421&hc_location=ufi

http://litbook.ru/article/3001/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments